***************

 




 

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ ИММИГРАНТА

 


Володя Морган
(Монреаль, Канада)

БУЛЬОН ИЗ ТЫСЯЧИ ОСТРОВОВ

 

Ирокезская легенда гласит: Великий Дух, или Творец Жизни, создал прекрасную
землю для
Индейского народа, но поставил при этом условие, что они не
будут враждовать между собой. Когда же они нарушили обещание, он послал ангелов
собрать этот рай в одеяло. Поднятая высоко в небо, райская земля упала с одеяла
и разбилась на мелкие кусочки, образовав тысячу островов.

Нынешний массовый турист - человек, в основном, небогатый, не Крез, едва поддерживающий свою жизнь на средне-прожиточном уровне. Туристы-иммигранты - в особенности. Я - среди них. Нам выгодно путешествовать группами. Потому и не ждите от меня рассказов о богатствах и роскоши. Нигде и никогда не найдете вы у меня разговоров о сытном довольстве, даже если, внатуре, я, как и господин Фамусов, бывало, "на золоте едал"! Моя речь не о прелестях активного индивидуального отдыха таких, как рыбалка с использованием атомной подводной лодки или стрельба из турельного пулемета по северным оленям да по степным джейранам с вертолета. Не стану я рассказывать и о сауне с "девочками". Или о порядках в некоторых клиниках здоровья и массажных кабинетах.

О, никак нет! "Позвольте доложить"!

 

Международный мост над архипелагом 1000 островов в Канаде и США

В очередной раз буду я повествовать о сокровищах доступных всякому смертному. О жемчужинах природы! Сегодняшняя тема: архипелаг или, выражаясь поэтически, созвездие из тысячи островов "в той узкой части Онтарио, которую не назовешь ни озером, ни рекой"...

Заковыченное мною выше полупредложение принадлежит перу американского писателя-романтика, историка и критика общественного устройства Джеймса Фенимора Купера (сooper, англ. - бондарь, бочар). Цитата взята из его знаменитого романа "Следопыт, или на берегах Онтарио" и относится к реке Святого Лаврентия в той ее общеизвестной части, в какой она начинает свой бег из широкого озерного разлива.

Это уникальное в своем роде местечко нашло достойное отображение и в романе французского гения Жюля Верна "Таинственный остров". Повествуя о некоем фантастическом "озере Гранта", писатель, чтобы быть понятным, использует следующее сравнение: "На берегах этого маленького Онтарио кишело множество водяных птиц. "Тысячи островов" американского озера были здесь представлены скалой, возвышавшейся над поверхностью воды в нескольких сотнях футов от южного берега".

-О, радость машиниста! вести паровоз! -восклицает в своей знаменитой "Песне радостей" американский поэт-демократ, классик, новатор и реформатор стиха Уолт Уитмен (Walt Whitman, англ.) (1819 - 1892). -О, радость скакать на коне! О, радость пожарного! О, радости борца-силача! О, радость широкого и простого сочувствия! О, радости матери! О, работать на рудниках или плавить железо! О, пережить сызнова радость солдата! О, радости оратора! О, радости фермера! Радоваться ранам и смерти врагов! О, радость величавого мужества!

И здесь же, среди многих перечислений простых человеческих услад, Уолт Уитмен доверительно сообщает о Тысяче островов как о радости не менее важной, сравнимой по эмоциональности со всеми другими человеческими радостями:

    О, пробираться на веслах по рекам,

    Вниз по Сент-Лоренсу, великолепные виды,

    Парусники, Тысяча Островов, изредка бревенчатый плот

    и на нем плотовщики с длинным рулевым веслом,

    Малые шалаши на плотах, а над ними дымок по вечерам, когда стряпают ужин."

Но давайте разберемся: что же, собственно, кроется под столь восторженными отзывами знаменитостей? Ну да: плоты, шалаши, костры, непроходимые дебри, студеные воды, дикость и всеобщая лохматость во флоре и фауне - радость борьбы со слепыми силами природы. Но я - горожанин от рождения и меня не мучает ностальгия по миновавшей грубости и гнусности ( от слова "гнус") разнообразных стихий. Бррр!.. К тому же, слишком многое - ассоциативно антипатичное и тревожное для меня - содержится в самом названии "Архипелаг Тысяча Островов". Мало того,что слово "архипелаг" невольно ассоциируется во мне с трагическими фактами из эпохального исследования А.И .Солженицына "Архипелаг Гулаг" ( ГУЛАГ - государственное управление лагерей). Но уже и тут, в Канаде, лет десять тому назад первые постсоветские иммигранты сразу по прибытию "перекрестили" реку Святого Лаврентия в реку Лаврентия Павловича - по имени и отчеству "товарища" Л.П.Берия, дважды почетного чекиста Советского Союза из-под Сухуми (1899–1953), клеветника и доносчика, мастера истязаний во время допросов, специалиста грязных и заплечных дел.

Итак, река Святого Лаврентия (St-Lawrence River, англ.) — одна из величайших рек Северной Америки. Географически условно она берет свое начало из озера Онтарио под 44°10' северной широты и 76°30' западной долготы. Внезапно и вдруг. Похоже, как Нева из Ладоги и как Ангара из Байкала. Но, вообще, подобно тому, как многие длинные улицы в Америке почти от каждого перекрестка могут носить различные названия, так и река Святого Лаврентия в разных частях своего течения назвается по-разному. Если принять за ее подлинный исток журчащий родник реки Сент-Луис, впадающей в Верхние озера, то длина ее течения со всеми изгибами оказывается равной 3360 км, с водным бассейном в 367000 кв. км. Между озерами Гуроном и Верхним озером река Святого Лаврентия называется Сент-Мэрю, между Гуроном и Эри — Сент-Клер и Детройт, между Эри и Онтарио — Ниагарой и только от озера Онтарио — Св. Лаврентия.

При выходе из Онтарио русло реки Св. Лаврентия так широко и объемно (от 80 до 130 км), что его называют озером Тысячи островов. Здесь многоводная река пересекает участок высоко выступающего над уровнем моря Канадского кристаллического щита. За тысячелетия твердые породы, обточенные древними ледниками и быстрой водой образовали здесь мелкохолмистую поверхность, а речной поток, заполнив низины, превратил холмы в живописный архипелаг лесных островов, островков и островочков, покрытых густыми лесами и порой совершенно "лысых". Так возникла милая человеческому сердцу обстановка меланхоличности, уединения, романтической и даже интригующей сокровенности. По разным подсчетам здесь находится не то 1500 островов, не то 1620, не то и все 1800. В 1914 году часть архипелага в районе от мыса Принца Эдуарда и вниз по течению реки территориально вошла во вновь образованный Национальный парк "Тысяча островов" (Thousand Islands, англ.). Это место считается одним из самых красивых в Канаде. Да и не только.

Из Монреаля - из второго после Парижа крупнейшего в мире франкоговорящего города мы добрались до Тысячи островов автобусом недоезжая до Кингстона и на теплоходе из городка Гананок (Gananoque, фр.) с мощной развлекательной индустрией и с казино. Gananoque в переводе с одного из индейских языков означает "место, где вода бежит по камням".

Мы прибыли сюда 20 августа две тысячи пятого года, в пасмурную с утра погоду. Нас, ненормальных квебекуанцев-русаков под водительством CRCRQ (Центр русскоговорящих жителей Квебека), было много и местные туристы с некоторым напряжением в лицах посматривали на нас, как на редкие экземпляры неких экзотических бабочек. Но повторяю, нас было много и мы, почти не замечая ничего вокруг, как крэзи, практиковались в синхронном переводе с английского и французского, громко секущего нас по ушам своим неразборчивым бормотаньем из теплоходного репродуктора. Гремел двигатель, сладострастно сотрясался стальной корпус теплоходика Gananoque. На полпути неожиданно засвежело. Вначале на глубокой как бы морской аквамариновой воде появилась легкая зыбь, а вскоре заскакали и белые бурунчики. От резкого штормового ветра поспешно укрылись в гаванях прогулочные катера и моторные лодки. Но это была еще не сама великая Katrina, всего лишь ее отдаленные намеки на ее возможности. И солнце еще ласково слепило в наши русские иммигрантские глаза.

Многое нам было позволено на теплоходе. Мы переходили с кормы на бак, с нижней палубы взбирались по трапам на верхнюю и случилось то, о чем писал Сергей Есенин: "Ветер волосы мои, как солому трепал, и цепами дождя обмолачивал"! На теплоходах хорошо целоваться и отдыхать. Мы видели грандиозный до 60 м высотой и первый, отстроенный еще в 1938 году, международный мост через реку Св. Лаврентия, соединяющий города Айви-Ли (США) и Коллинз-Лендинг (Канада). На нас с удивлением взирал крохотный шлепок суши, подстерегающе высовывающийся из-под воды, с двумя флагами на его оконечностях. Один флаг - с кленовым листом, а другой - звезднополосатый. Потому что какая-то часть Тысячи островов принадлежит Канаде, а другая числится в территориальном подчинении штата Нью-Йорк. Но кто их разберет! Главное: по одну сторону за рекой виднелся берег, принадлежащий США, по другую – канадский. И каждый островище и островчонок имеет здесь свой собственный подводный трубопроводик, по которым уходят на "большую землю" канализационные стоки, а электропитание подаётся при помощи подводных кабелей. Несколько островов представляют собой государственные заповедники, на некоторых можно кэмпинговать, причём, обычно такой кэмпинг подразумевает переход от берега до острова на каноэ. Мы восторгались замысловатыми дворцами и замками, отстроенными на клочках суши богатеями, энтузиастами, сумасшедшими и умалишенными. На некоторых больших островах соединенных с берегом большими и маленькими мостами есть и постоянное население, паркуются автомобили. А голос гида из корабельного репродуктора беспрестанно вещал нам о знаменитых охотниках-траперах минувших веков, о пиратах, контрабандистах и беглых преступниках, которыми кишела когда-то акватория Тысячи островов. Раздолье здесь для бобров! И щуки ловятся знатные!

За два часа путешествия мы прошли по наиболее короткой экскурсионной линии, обозначенной по фарватеру разноцветными маячными башнями и навигационными знаками. Два часа времени вполне достаточно, чтобы не задохнуться от счастья. А куда больше?! Ну не ночевать же здесь. У каждого из нас в конце концов имеется какое-никакое, а жилье-аппартамент в городе, где можно голову приклонить.

-Я-то себе островок присмотрела,- зачаровано произносит моя соседка - полная, средних лет, уставшая от черной работы женщина-иммигрантка. Чтобы остудить ее разгоряченное воображение я пытаюсь расскзаать ей душераздирающую "байку" о чрезмерно завышенной стоимости всякого владения.

-Первооткрыватели, романтики, -говорю я,- морские бродяги минувших веков!.. Вот представьте себе: на черном смоляном ялике пять человек - четыре нечесаных матроса на веслах и на носу ялика суровый штурман с порочным лицом. В прямой видимости по курсу вест-зюйд-вест различается клок неизвестной скалистой земли, со всех сторон атакуемый белыми бурунами стремительных волн. Срываются с утесов птицы-олуши и камнем падают в воду, ныряя за рыбами. Жара, невыносимый солнечный блеск, неутомимый птичий гомон и грай.

Задумав какую-то скверную штуку нахмуренный штурман натужно хрипит:

-Кто первым из нас коснется суши, тому и будет принадлежать эта мутотень!

Гребцы что есть силы налегают на весла, скрипят уключины, сверкают брызги. И вот когда до скалы остается менее полукабельтова (1 кабельтов - 0,1 морской мили - 185,2 м), сидящий позади всех седовласый морячина с яркой серьгой в ушах мгновенно выхватывает из-за пояса абордажный тесак, рубит себе кисть левой руки и швыряет окровавленный комок своей живой плоти через головы товарищей. Окровавленная человеческая кисть сухо брякается о песок у самого уреза воды и - все, и соревнование закончено. Морячина победил. Он триумфатор. Он торжествует!

- Мутотень она и есть мутотень... -Злобно шипит побежденный штурман.
-Но по уговору?! -Грозно вскрикивает матрос, зажимая рану и скрипя зубами.
- По уговору, что ж, земля - твоя!

Среди рассказов о владельцах островов в Национальном парке Канады "Тысяча островов" особенно поражает воображение экскурсантов один из них - о Джордже К. Болдте (George С. Boldt, англ.). В наше время в России он вполне бы сошел за Болдырева. Но он родился в 1851 году, в Пруссии. В свои 13 лет, мальцом он перебрался в Новый Свет, работал в ресторанах и отелях Нью-Йорка, безуспешно фермерствовал в Техасе, пробовал себя в Филадельфии, где счастливо женился, вернулся в Нью-Йорк и неожиданно преуспел в гостиничном бизнесе как менеджер, а затем и как хозяин нескольких отелей. Например, Waldorf-Astoria ( по имени прежнего владельца Уильяма Волдорфа Астора, нем. - сына первого настоящего американского миллионера Джона Астора ) в Нью-Йорк сити и Bellevue-Stratford в Филадельфии.

В 1904 году господин Болдт уже будучи миллионером прикупил к своему состоянию один, приглянувшийся ему из тысячи, островок на реке Св. Лаврентия под названием Темный остров (Dark Island, англ.) и затеял возвести на нем монумент в виде стилизованного западноевропейского замка из серого гранита в честь своей любимой жены, подарившей ему сына и дочь. Пять этажей, 120 комнат... Работа близилась к завершению, когда неожиданно пришла телеграмма с извещением о смерти супруги. Разбитое сердце Джорда больше никогда не позволило ему вернуться на прекрасные просторы Сан-Лоренса. Но "Замок Болдта" стал самым атрактивным аттракционом у экскурсионной публики. А в результате пребывания новоиспеченного миллионера на реке Св. Лаврентия человечество получило очень вкусный и аппетитный соус, изобретенный, по преданию случайно, но который Георгий Болдт включил в меню своего отеля, интригующе назвав его "соус Тысяча Островов".

  Остров для Аиста;      Упаковка соуса, выпускаемого ныне "Балтимором"

Я располагаю тремя любопытными описаниями такого соуса, в принципе, ничем не отличающиеся друг от друга. Первый из них был опубликован в "Комсомольской правде": "К 150 граммам майонеза добавить по 1 столовой ложке томата-пюре, рубленого вареного яйца, мелко нарезанных сладких перцев (зеленого и красного), мелко нарезанного маринованного огурца. Все перемешать".

Другой, более приватный источник сообщает: "Соус "Тысяча островов" это умеренно острый майонезный соус с добавлением томатной пасты, кусочков зеленого и красного болгарского перца и репчатым луком". И, наконец, совершенно частный отзыв не очень-то разборчивого едока: "Пробовал соус "Тысяча островов", напоминает майонез с добавлением кетчупа".

В целом, продуктово-пищевое, деликатесное и гастрономическое изобретение господина Болдта рекомендуется использовать как аппетитную подливку-приправу-подспорье к блюдам из рыбы, кальмаров, мидий, из других морепродуктов и к морским салатам. То есть в основном, как добавку к "сифуду".

Однако сегодня в перечне блюд с использованием такого соуса, вдруг ставшего знаменитым, - неимоверная виртуозность. Им так же сдабривают перед употреблением буженину, язык, ростбиф "окровавленный" и многое другое. Тут все дело вкуса.

Вот не хотите ли, кстати сказать, офуршетиться по-московски? Прямо в офисе или в каком-нибудь из торжественных залов? По желанию, куда только ни укажите, вам доставят итальянские шашлычки (моцарелла, помидоры, пармская ветчина), заливное из кролика на огуречных крутонах, профитроли с творожно-сырно пастой, валованы с рыбной пастой, канапе из осетрины, канапе с сыром Бри или канапе "Монте-Кристо" - обжаренный с двух сторон французский тост с начинкой из ветчины, индейки, сыра, свежих помидор и соусом "Тысяча островов", а также канапе с помидором и креветками под соусом "Тысяча островов".

 

Волшебный Замок Джорда Болдта

Народ изобретает всякое. Вот, например, рецептура салата "Тысяча островов": 2 куриные грудки, белые грибы или 1 пакет мороженных шампиньонов, лук, грецкие орехи 20-30 г., майонез, 6 яиц, соль. Время приготовления 40-60 минут. Инструкции: Грудки отварить и порезать небольшими квадратиками, яйца - мелко, грибы пожарить (на сковороде), лук лучше ошпарить кипятком, орехи должны выполнять роль островов, но очень крупно не надо, затем майонез и перемешать. Для любителей поострее добавлять чеснок, очень вкусно.

Романтика тревоги поиска! Предлагаю на конкурсной основе изготовить бульон "Тысяча островов". Если, скажем, добиться, чтобы сам бульон с желтыми пятаками жира был не прозрачным, как принято, а слегка поголубовастее, то те же фрикадельки, плавающие в нем, или украинские клецки будут выглядеть один в один как и подлинные острова на Великих озерах. И... пойдет. Недостает пустяка - ресторанчика, в меню которого я мог бы ввести столь пикантное фирменное блюдо.

А вообще, островов на земле бесчисленное множество. И самое занимательное состоит в том, что несмотря на достаточно древний возраст земли и кажущуюся неподвижность тверди земной, острова, как например Земля Санникова, могут появляться и исчезать, даря случайному путешественнику неожиданные открытия. Разыскиваемый во всех частях света Остров сокровищ может находиться и в Канаде. Так что, дерзайте, мои друзья. И обрящете!

 

Такими нам запомнились Тысяча Островов!

Вверху: Lighthouse
Фото автора


Опубликовано: Bimensuel en Russe газета "Монреаль-Торонто" и электронная русскоязычная газета "Русский Монреаль". Сайт русскоязычной общины Монреаля... №№ 2-3(208-209), 1-18 января,2006

Сcылки по теме:

Крез Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Фамусов Lib.ru/Классика: Грибоедов Александр Сергеевич. Горе от ума

Д.Ф.КУПЕР Следопыт, или на берегах Онтарио. Натти Бампо

Питерский производитель соусов и соков "Балтимор" Saint Petersburg Business Guide


НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ


Hosted by uCoz