Золото Затонувших Кораблей

Как бы ни были надежны современные суда, какая бы совершенная навигационная аппаратура ни стояла на них, нет-нет да и случаются на море катастрофы. Нелепость, например, заключается в том, как в 1898 году пароход «Метьюз», оборудованный радиотелеграфом, налетел на плавучий маяк «Ист-Гудвин», закрепленный на якоре в нескольких милях от Дувра. Уже в наши дни у берегов Южной Африки столкнулись в тумане американские супер-танкеры «Венойл» и «Венпет» (водоизмещением по 300 тысяч тонн каждый), входящие в число 80 самых крупных судов мира. Специальная статистика свидетельствует: ежегодно от 1 до 1,5 процентов судов мирового торгового флота попадают в аварии. А что можно сказать о тех деревянных сооружениях, бороздивших моря и океаны на заре человеческой эры? Еще в начале семидесятых годов прошлого века Международная лига судовладельцев пообещала отлить памятник из чистого золота тому, кто предложит надежный способ защиты судов от аварий в море. Способ такой еще не найден, и время от времени корабли – эти хитроумнейшие создания человеческого гения – отправляются на дно.

Известны несколько кладбищ деревянных и стальных тружеников моря. Словно безлиственный лес поднимаются с блуждающих отмелей и с подводных рифов мачты затонувших парусников и трубы океанских лайнеров. По оценке специалистов, на дне морей, окружающих только Британские острова, покоится около 250 тысяч самых различных судов, затонувших с начала эпохи мореплавания.

У берегов северной Бразилии вот уже 200 лет лежат остатки 35 португальских галер, битком набитых золотом и потопленных ураганом. Обследование, проведенное в 1982 году учеными индийского Национального института океанографии, показало, что в разное время на акватории Аравийского моря и Бенгальского залива затонули сотни индийских и иностранных судов, загруженных золотом, серебром и произведениями искусства. У атлантического побережья Америки – у мыса Хеплопен – с грузом золота не менее 60-ти миллионов таллеров затонул голландский военный фрегат «Да Баарк». Многие суда потерпели крушение у западного побережья Австралии – голландские «Батавия», «Золотой Дракон», «Зеевикк», а также французские и английские. И опять же не без драгоценностей. У Флориды и севернее – у мыса Гаттерас, у полуострова Новая Шотландия и острова Ньюфаундленд – погребены под волнами неисчислимые сокровища, перевозимые некогда на каравеллах и судах нашего века. Если поднять со дна океана все затонувшие корабли, то цепочка из этих страдальцев смогла бы дважды опоясать земной шар по экватору.

Как ни странно, мертвые корабли интересуют сегодня прежде всего финансистов. Привлекает их внимание корабельное золото. Разумеется, не медные вещи, а подлинные сокровища, оказавшиеся на борту. Роль этого драгоценного металла в обществе известна издавна. «Золото и серебро – писал Карл Маркс – не суть по природе своей деньги, но деньги по своей природе суть золото и серебро». Оно обладает такими ценными физическими свойствами как однородность, портативность, может сохраняться, не тускнея, веками. Поэтому золото с давних пор стало устойчивой денежной единицей. Беспокойство вызывает лишь тот факт, что мировое производство этого драгоценного металла достигло своего максимума еще в 1972 году. А за всю историю человечества добыто не так уж много: от 90 до 100 тысяч тонн. Добытое за последние 500 лет можно было бы разместить в обычном фермерском доме или покрыть им футбольное поле слоем в 23 сантиметра. При этом к нынешнему времени примерно 10-13 тысяч тонн от общего колличества безвозвратно утрачены в морских кладах, на борту кораблей, потерпевших крушение и навсегда скрывшихся в пучине.

Скажем, за те три сотни лет, что Испания правила землями, дорогу к которым открыл Колумб, она вывезла не менее 3 тысяч тонн чистого золота, а сколько его скрылось на дне, зарыто в неизвестных никому местах? Так, в 1662 году в результате урагана у берегов Флориды затонули испанский галеон «Аточа» и восемь других судов, на борту которых находилось 800 слитков золота, 890 слитков серебра, 250 тысяч золотых и серебряных монет. Проблему возвращения сокровищ из глубин обострило резкое повышение цен на золото. Но одно дело, когда подъем ценностей с морского дна ведется подлинно научными экспедициями. Так, как это поставлено было в СССР, как ведут работы подводно-археологические экспедиции, возглавляемые изобретателем акваланга и французским исследователем Жак-Ивом Кусто.

Примером спланированности, четкой организации служит недавний подъем золота с английского крейсера «Эдинбург», затонувшего в Баренцевом море 1 мая 1942 года.

465 золотых слитков каждый от 11 до 13 килограммов весом предназначались в уплату военных поставок союзников СССР. С драгоценным грузом – в погребе боезапасов зенитной артиллерии под носовой надстройкой – «Эдинбург» во главе конвоя судов вышел из Мурманска в Англию, но в завязавшемся жестоком бою был торпедирован фашисткими подводными лодками. Крейсер успел потопить одну субмарину, но идти своим ходом не смог. Корпус его уже переламывался, и, чтобы груз не попал к врагу, «Эдинбург» по приказу контр-адмирала Бонхем-Картера был расстрелян английскими эсминцами.

Более пятидесяти лет прошло с той военной поры. В соответствии с советско-английским контрактом поиском и спасением золотого груза занялась компания «Джессоп марин рикавериз лимитед». При подъеме применялись суда, обычно обслуживающие буровые установки в открытом море, глубоководная техника и, в частности, подводный аппарат, оснащенный широкополостным гидролокатором и радаром узконаправленного действия, телевизионная установка с видеозаписью. Барокамера, водолазный колокол, в который с поверхности подавались дыхательная смесь для людей, кислород для подводной резки металла, горячая вода для отопления и электроэнергия – все это позволило специалистам работать на глубине 210 метров. В результате за короткое время на поверхность подняли 431 из предполагаемых 465 слитков. В день окончания работ на воду был спущен венок, и состоялась церемония в память погибших моряков.

Перевозка и спасение банковских резервов, валюты и валютных документов из стран, подвергшихся нападению Гитлера, насыщены десятками драматических событий. Ведь за время Второй мировой войны через моря и океаны совершено более 200 рейсов с золотом на борту. Легенды о них давно превзошли легенды о баснословных кладах на палубах испанских каравелл и галеонов – так мало на них золота по сравнению с тем, что перевезено в годы ожесточенной схватки с фашистами.

Одной из эффективнейших операций по извлечению драгоценного груза признаны среди многих подъемные работы, проведенные на лайнере «Ниагара». В июне 1940 года «Ниагара» затонула у берегов Новой Зеландии, подорвавшись на мине, поставленной немецким вспомогательным крейсером «Орион». Продержавшись на плаву часа полтора, «Ниагара» затонула. Вместе с судном на дно погрузилось 590 золотых слитков стоимостью 2,5 миллиона фунтов стерлингов, предназначенных для военного снаряжения, поставляемого из Америки в Англию.

Несмотря на то, что судно покоилось на глубине 130 метров, в месте, где господствуют сильные течения, водолазы спасательной экспедиции за 37 дней подняли золота на сумму в 2 миллиона 360 тысяч фунтов стерлингов, установив рекорд в такого рода работах.

Стремление придать подъему судов и грузов государственный характер проявляется во всем мире. Не так давно издан специальный декрет, по которому все корабли, затонувшие в семнадцатом-восемнадцатом веках в территориальных водах Австралии, являются собственностью этой страны. Попытки начать плановый подъем судов, содержащих в своих трюмах ценные грузы, предпринимаются в Англии. Дело в том, что аквалангисты и водолазы как «частники», так и хорошо оснащенные международные банды, организованные в «предприятия», буквально разворовывают национальные ценности, сбывая их из-под полы на черном рынке, в результате чего ювелирные украшения работы старинных мастеров превращаются в однообразные слитки, имеющие лишь номинальную стоимость – 42,22 доллара за унцию.

Те, кто еще в восемнадцатом веке на собственный страх и риск спускались под воду в поисках сокровищ, называли себя «среброловами». Самым известным среди них был англичанин Джон Летбридж, изобретатель «ныряльной машины». Для своего времени это была революционная новинка. Она являла собой деревянную бочку с оконцем, в которой помещался лишь один человек. Две руки ныряльщика свободно выходили наружу сквозь отверстия, обтянутые смазанной свиным салом кожей. Несколько часов подряд можно было находиться под водой в таком снаряде. Затем бочку поднимали на поверхность, выливали просочившуюся воду, проветривали и вновь «заряжали» ее ныряльщиком. Сегодня соленый вкус приключений влечет на дно океана множество людей во всем мире. В одних Соединенных Штатах Америки этому занятию отдают свободное время почти 3 миллиона человек. Это для них американский писатель Сноу издал «Правдивую историю пиратов и пиратских сокровищ», в которой утверждает, что стоимость золота, серебра и драгоценностей на морском дне превышает, по самому скромному подсчету, 2 миллиарда долларов. А в киосках Парижа уже несколько лет продают книгу для искателей кладов, она так и называется «Клады и их поиски». Книга содержит перечень кладов, покоящихся в морских глубинах и спрятанных в земле, а также различные практические советы по их обнаружению.

Компании современных авантюристов выпускают акции, раскупаемые мелкими и средними бизнесменами, чья мечта – стать миллионерами в одно лето. При поисках применяется новейшая аппаратура, конструируются приспособления, например, насадки на винте корабля, которые создают сильные вертикальные струи, размывающие донный ил. И в то же время, к ужасу историков, охотники за морскими сокровищами взламывают борта обнаруженных ими судов динамитом. Ведь клад – понятие относительное. Для археологов осколок древней амфоры, старый якорь или пушечное ядро подчас важнее сундука с монетами. Отыскивая реликвии прошлого, они меньше всего думают о рыночной стоимости. Предметы материальной культуры человечества должны находиться в государственных музеях.

Тем не менее, «любителей подводного плавания» не убывает, хотя известно: сокровища редко когда приносили счастье их обладателям. Один убит выстрелом в лицо, другой погиб, заколотый кинжалом в спину, двое умерли от голода, став обладателями клиппера с золотом, шайка авантюристов погибла от жажды в песках Калахари, сжимая в ладонях кожаные кошели с алмазами. «Не могу вообразить большей катастрофы для честного капитана, нежели открытие подводного клада», - сокрушенно писал Жак-Ив Кусто.

По схеме событий, изложенных учеными, развиваются многие истории кладоискателей. Широко известно, например, как золото сыграло злую шутку с семьей учителя Мориса Блейка. Отдыхая на коралловом острове у Флориды, Блейки нашли, казалось бы, ничейные четыре старинные пушки. Очистив одну из них, они с изумлением обнаружили золотые дублоны. С остальными история повторилась, но радость семьи была преждевременной. Как выяснилось, «ничейные пушки» принадлежали испанскому галеону «Сантиссима Тринидад», захваченному отъявленным морским разбойником Джеком Гаспариллой. Отбиваясь от преследовавших его испанских военных кораблей, он приказал заряжать пушки дублонами... Сразу три судебных процесса начались против Блейков. Во-первых, клуб искателей сокровищ, год назад поднявший эти злосчастные пушки на сушу; затем наследники капитана «Сантиссима Тринидада» и самого Гаспариллы. Дошло до того, что у Блейка выкрали сына, возвращавшегося из кинотеатра.

Фиаско потерпел и Джордж Гарр – искатель с солидным стажем. Долгим и упорным трудом ему посчастливилось найти галеон «Сан Хосе», погибший у южной оконечности Флориды вместе с десятками дубовых бочонков, набитых золотой и серебряной монетой. Но найти – еще не значит иметь. Едва стало известно об открытии Джорджа Гарра, как ему предложили выплатить врушительную пошлину, обвинив его во ввозе золота на территорию страны. Затем последовало требование сдать почти половину найденного клада в казну штата Флорида, так как галеон находился в его территориальных водах. Пятизначной цифры достигла сумма налога с находки. С требованием доли сокровищ выступил какой-то потомок давным-давно утонувшего сеньора дона Эспиноза-Мануэля Аранхеца, командовавшего галеонами.

-Если не мне – тогда никому! – в сердцах заявил отсаявшийся Джордж Гарр и пригоршнями выбросил в воду добытые монеты.

Это зрелище, показанное в цвете и крупным планом по телевидению, было настолько потрясающим, что несколько зрителей попали в больницу с сердечным приступом.

С французским профессионалом-одиночкой Робертом Стеньюи приключилась история не менее огорчительная. Случай и старинные документы помогли ему отыскать голландский 38-ми пушечный корабль «Слот тер Хооге» («Замок Хооге»), наскочивший на берег в ночь с 19 на 20 ноября 1724 года.

Роберт Стеньюи пожелал разделить радость своей находки с телезрителями. Но из-за плохой видимости сокровища были на несколько дней оставлены под водой до более благоприятного случая для съемок. Когда же, наконец, погода установилась, водолазы обнаружили, что драгоценный груз "«Замка хооге"» украден.

А несколько лет назад обладательницей двух древних пиратских карт, указывающих места двух зарытых кладов на пляже штата Флорида, стала дочь вождя индейского племени Чероки Бала Крокер. На картах обозначена и стоимость каждого клада: один – четыре миллиона, другой – семьдесят два миллиона долларов. Но у наследницы вождя не хватило средств даже на то, чтобы откопать хотя бы меньший из кладов. И во всех этих случаях справедлива поговорка: «Кто собирается искать золото, тому нужно запастись достаточным количеством серебра». Впрочем в среде искателей «подводного счастья» известны и удачники. «Охотник за кладами» американец Барт Вебер нашел на дне океана у острова Гаити остатки испанского галеона «Консепсьон», затонувшего три с лишним века назад вместе с казной испанского королевского двора. Еще в 1687 году английский губернатор штата Массачусетс Уильям Фипс сумел поднять с «испанца» 32 тонны серебра, но сейчас оставшаяся часть сокровищ оценивается специалистами в 40 миллионов долларов. А в 1978 году 24 слитка золота «выловили» японские рыбаки, ведущие промысел недалеко от южной оконечности острова Хонсю. Перед возвращением в родной порт они обратили внимание на несколько автопокрышек, болтавшихся в море на поверхности воды. Велико же было их удивление, когда, вытащив покрышки на палубу, они обнаружили привязанные к резине пятнадцатиметровыми веревками объемистые пакеты с металлическими брусками желтого цвета.

Но удачи удачами, а под водой еще немало объектов, вызывающих интерес разного рода охотников за морскими сокровищами. На долю тех же японских рыбаков приходится обнаружение «флота» Хубилай-хана, приемника Чингиз-хана. 72 судна татаро-монголов, собиравшихся на завоевание Японии, было потоплено тайфуном в 1281 году, и это была одна из крупнейших морских катастроф.

В мае 1866 года близ островов Окленд попал в каменную ловушку и затонул американский парусник «Генерал Грант», имея на борту 740 килограммов золота... Двадцать девять аквалангистов и водолазов погибли в безрезультатных поисках этого груза, оцениваемого в 20 миллионов фунтов стерлингов.

Где-то среди манговых зарослей, окружающих гавань Вангароа на Северном острове Новой Зеландии, с 1809 года лежит полный золотых монет судовой сундук английского парусного корабля "Бойд".

Загадкой остается легендарный клад вождя ацтеков Монтесумы, якобы сумевшего утаить от испанских конкистадоров несметные сокровища и спрятавшего их в прибрежных камнях Мексиканского залива.

Как предполагается, сокровища другого индейского вождя – Атуальпы скрыты за мощной стеной 80-метрового водопада на реке Мадейра – притока Амазонки.

В течении многих веков пытаются найти кладоискатели место в прибрежной зоне города Бергена, где в 986 году предводитель викингов Бу Дигре, проиграв морское сражение с норвежским кораблем, бросил в воду фиорда богатую добычу.

В глубоком секрете держат пока спортсмены-подводники из Ютландии место расположения обнаруженной ими немецкой субмарины, затонувшей в начале мая 1945 года с грузом драгоценных камней и золота на сумму 60 миллионов датских крон.

Готовится к подъему русского крейсера «Дмитрий Донской» южно-корейская фирма «Доджин силуп», полагая, что на борту затопленного судна находится груз золота, серебра и антикварных изделий стоимостью около 73 миллиардов долларов.

Уже более 60 лет жители города Баллина в австралийском штате Южный Уэлльс ищут так называемый «клад германского консула» с немецкого парохода «Зейдлиц», содержащего 2500 золотых соверенов, несколько киллограммов золотых ювелирных изделий и ценные бумаги.

Не ослабевающий интерес к подъему гигантского океанского лайнера «Титаник», столкнувшегося с айсбергом в 1912 году, подогревается, кроме всего, и соображением подъема судового сейфа, в котором богатые пассажиры хранили свои драгоценности, оцениваемые в 250 миллионов долларов.

Однако золото золоту – рознь. Разве можно со всей определенностью сказать, чем больше руководствовался в своих поисках Летбридж? Желанием обогатиться на чужом несчастье или же мечтой о проникновении в царство Нептуна, подаренной человечеству древними собирателями жемчуга, кораллов и губок?

Как бы там ни было, современная судо-подъемная техника, организованные подводные плантации, достижение глубин, немыслимых прежде – все это создавалось шаг за шагом в борьбе с могучей стихией природы. В том числе и в погоне за корабельным золотом, вместе с развитием производительных сил общества. Из чистого золота отольют когда-нибудь и памятник человеку, благодаря которому однажды выйдет в море «абсолютно надежный корабль».



Hosted by uCoz